Сегодня, 27 октября (по старому стилю), у Нестора Ивановича Махно, легендарного участника гражданской круговерти в России 1917-1921 г.г. день рождения. В 30 лет нареченный народом – Батько.
"Каким же на самом деле был человек, сплотивший вокруг себя десятки тысяч людей?"-- Действительно, Махно был невысокого роста, часто носил длинные волосы, иногда отпускал усы, -- рассказывает Сергей Серегин, научный сотрудник гуляйпольского краеведческого музея. -- Разговоры о его жестокости и патологическом садизме -- выдумка. Будешь жестоко относиться к людям, они к тебе не пойдут. Сила махновской армии базировалась на массовой поддержке. Хотя проявления жестокости были, революция без крови не делается. Но неоправданное насилие, мародерство всегда карались.
Оратором Нестор Иванович был неважным. Но крестьяне его слушали с интересом, он говорил их языком, очень эмоционально. Люди, знавшие "батьку", отмечают силу его взгляда, он буквально сверлил глазами. Будучи, по сути, необразованным (жалел, например, что не знает украинского языка), Махно имел военный талант, был храбр, за время военных действий получил одиннадцать ранений. Антисемитизм махновцев, чинимые ими еврейские погромы - тоже неправда. Все имеющиеся факты говорят об обратном. Среди командиров было много евреев, существовала особая еврейская батарея. За проявления антисемитизма Махно расстреливал. Известен случай, когда расстреляли коменданта железнодорожной станции, вывесившего лозунг: "Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно!" Сила Махно была в том, что он выступал за интересы крестьянства: наделение землей, правом свободной торговли, в политическом смысле -- за свободомыслие.
Клеймо "враг народа" было снято с жены и дочери Махно лишь в 1989 году
Весь двадцатый год советская власть воевала с махновщиной, называя это борьбой с бандитизмом. Из Крыма двигался Врангель, и красные опять вынуждены были прибегнуть к помощи Повстанческой армии. Махно пошел на союз, считая, что в первую очередь должен бороться с контрреволюцией. Но взамен просил выпустить из тюрем всех анархистов. Успешные действия махновцев сыграли не последнюю роль в разгроме Врангеля, советское же командование так и не приняло их условий. Зато издало приказ о ликвидации повстанческой армии. Началась кровопролитная борьба махновцев с Красной Армией.
Но сломили большевики махновцев не боевыми действиями, а разумной экономической политикой, пообещав крестьянству товарно-рыночные отношения в виде HЭПа, и амнистию всем повстанцам.
Постепенно махновщина угасла. 28 августа 1921 года небольшой отряд во главе с Нестором Махно перешел советско-румынскую границу. Началась жизнь "батьки" в эмиграции.
Из Румынии Махно с женой перебрался в Польшу, некоторое время жил в Германии, переехал во Францию. Работал сапожником, типографским рабочим. И писал воспоминания. Первая книга вышла в Париже в 1929 году. Вторая и третья -- уже после смерти Махно, в 36-м и 37-м годах. Умер Нестор Иванович Махно от туберкулеза легких 6 июня 1934 года в возрасте 46 лет. Тело бывшего крестьянского атамана было кремировано, урна с прахом замурована в стену коммунаров на парижском кладбище Пер-Ла-Шез.
В 1922 году, во время пребывания в Польше, жена Махно Галина Кузьменко родила дочь Елену. Предвидя возможность политических преследований, родители записали ее на фамилию Михненко. В 1927 году Нестор и Галина официально разошлись. Информация о предвоенной жизни бывшей жены и дочери Махно противоречива, но известно, что к концу второй мировой войны обе оказались в Германии, где были арестованы HКВД. В 1946 Галину Кузьменко осудили за антисоветскую деятельность к 8 годам лагерей, Елену Михненко -- к 5-летней ссылке в Казахстан. После освобождения Галина Андреевна переехала к дочери в Джамбул, работала в швейной мастерской. Умерла на 83-м году жизни в 1978 году.
Елена Несторовна сумела закончить техникум и строительно-гидромелиоративный институт, вышла замуж за бывшего военного летчика. Умерла в Джамбуле в 1993 году. Клеймо "враг народа" снято с жены и дочери Махно в 1989 году.
P.S. Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала сотрудникам Гуляйпольского краеведческого музея и лично Сергею Серегину.