суббота, 27 сентября 2008
"Осторожно, расизм"В 1970-х годах английский профессор Вилсон изучал обычаи и традиции ряда африканских племён.
И однажды он обратил внимание, что негры совершенно по-иному воспрнимают кино.
Начлось с того, что санитарный инспектор снял кинофильм, в котором в замедленном режиме показывалось, что необходимо предпринять, для того, чтобы избавиться от стоячей воды (в ней заводились малярийные комары).
В фильме показывалось, как осушать лужи, собирать и выбрасывать пустые консервные банки, и т.п.
Когда затем неграм-зрителям задали впросы об увиденном, то они утверждали, что это был очень интересный фильм про курицу.
Вилсон был удивлён: "Мы даже не знали, что в кадре присутствует курица!"
Тщательно отсмотрев плёнку заново, Вилсон обнаружил, что на какую-то долю секунды в угол одного из кадров действительно попала курица. И это всё, что могли увидеть зрители.
Информация, которую, по мнению санитраного инспектора, должна была усвоить аудитория, осталась ею невостребованной; зато зрители смогли углядеть то, о существовании чего съёмочная группа и не подозревала.
Вилсон решил подробнее изучить этот вопрос. Он продемонстрировал неграм ещё несколько фильмов. В одном, в частности, показывались два человека, один из которых заканчивает свои дела и покидает кадр. Негры сеова не восприняли фильм, зато очень живо стали расспрашивать Вилсона, что стало с пропавшим из фильма человеком.
"Африканские зрители хотели понять, что случилось с ушедшим персонажем, и нам приходилось сочинять специальные сценарии. Так, мы пускали человека идти вдоль улицы до тех пор, пока он не сворачивал за угол: он не должен был просто сойти с экрана, поэтому постепенно удалялся и исчезал там, где дорога имела естесственный поворот. Исчезновение за углом было абсолютно понятно зрителям: произошедшее соответствовало естественному ходу событий", - понял Вилсон.
Профессор и его ислледовательская группа выяснила, что первобытные народы не могут разглядеть в абсолютном большинстве западных фильмов целостной истории.
Они не воспрнимают кадр целиком, поскольку изучают его по отдельным деталям. Они сканируют предметы и образы, сегмент за сегментом. Глаза используются не в перспективе, но осязательно. Евклидово пространство, предполагающее отделение зрения от прикосновения и звука, им незнакомо.
Панорамные кадры привели публику в ещё большее замешательство, поскольку она не понимала, что происходит. Абсолютно непонятной оказалась идея показа сидящего человека, снимаемого крупным планом; зрителям казалось странным, что изображение увеличивалось в размерах у них на глазах. "Всем нам хорошо известен приём: камера показывает общий план города, затем переходит к конкретной улице, дому, "прогникает" в окно. Африканская аудитория восприняла всё происходящее буквально, так, как будто вы сами двигаетесь вперёд, совершаете все перечисленные действия и в конце концов попадаете в комнату через окно", - писал Вилсон.
Профессор всё же попытался обучить африканцев смотреть кино. Методом проб и ошибок он выяснил, что в зале обязательно должен присутствовать комментатор, кроме того, ещё и поддерживающий во время просмотра кино обратную связь с ними. Если по сюжету персонаж поёт песню, то комментатор приглашает зрителей подпевать герою. Возможности соучастия аудитории должны были придумываться и предусматриваться ещё на этапе создания фильма (кстати, саундтреки и особенно песни вообще очень помогают африканской аудитории понимать происходящее на экране).
"Но даже научившись смотреть кинофильмы, уроженец Ганы вряд ли сможет понять картину о нигерийцах. Они не умеют обобщать свой опыт и знания и переносить их из одной ленты в другую, поскольку в его сознании они прочно связаны с конкретной жизненной ситуацией.
Затем мы ещё поняли, что создавая фильмы для африканцев, надо пользоваться методикой Чарли Чаплина - историей, рассказанной точным жестами.
К счастью, мы обнаружили, что зрители хорошо воспрнимают мультфильмы. это удивляло нас до тех пор, пока мы не поняли, что это связано с наскальной живописью, перемещаемой нас в область взаимодействия человеческих чувств, имеющих осязаемый характер", - пришёл к выводу Вилсон.
В итоге мультфильмы были признаны наилучшим способом донесения до африканцев тех или иных мыслей, обучающего опыта или пожеланий.Источник